Реклама
В самом начале пути мобильные телефоны были только одной формы и вида, да и разнообразие моделей не поражало воображение.
Первые мобильные аппараты напоминали обычный кирпич, ни больше, ни меньше, хоть и по весу были несколько легче. Точкой отсчета стало появление в 1973 году аппарата компании Motorola, его создателем являлся доктор Мартин Купер (Martin Cooper). В интервью CNN доктор Купер говорит, что первый мобильный телефон был создан в форме кирпича и весил 29 унций (0.82 килограмма, в реальности первый прототип имел вес в один килограмм). Идея мобильного телефона была фантастической для конца 60-х годов и пришла в голову доктора Купера во время просмотра сериала Star Trek, в нем герои говорили без всяких проводов, используя коммуникаторы. Сериал предвосхитил появление не только мобильной связи, но и ряда других устройств, некоторые из них не созданы и сегодня и ждут своих изобретателей. В конце 60-х Star Trek – это событие в телевизионном мире, сериал без преувеличения культовый. Возможно, не появись этот сериал на экранах телевизоров, и мобильный телефон стал бы реальностью намного позже.
В конце 60-х на рынке доминировали только автомобильные системы связи, спрос на них был очерчен государственными компаниями, такси, военными и так далее. Говорить о массовом спросе среди обычных потребителей было нельзя. Идея «мобильного телефона» для обычных граждан выглядела утопией, не было подобного опыта использования такой техники, частотный диапазон был занят различными компаниями.
Руководитель исследовательского отдела Bell Labs Джоель Энгель (Joel Engel), компании, которая напрямую конкурировала с Motorola на тот момент, предсказывал, что портативные телефоны не станут ни популярны, ни востребованны. Это отнюдь не «узость» мышления, а типичное отсутствие примеров, доказывающих обратное. Пикантности ситуации придает тот факт, что один из прототипов от Bell, демонстрирующий преимущества цифровой клавиатуры, максимально походил на современные телефоны.
Аналогичный пример зачастую приводят в компьютерной литературе, вот слова Томаса Уотсона (Tomas Watson), который в 1943 году возглавлял компанию IBM: «Я думаю, на мировом рынке можно будет продать штук пять компьютеров». Параллели настолько очевидны, что иногда поражаешься. Бизнес IBM был построен на производстве вычислительных машин, не только компьютеров. Рынок компьютеров первого поколения был действительно мал, но с развитием технологии уменьшались размеры устройств, а также их стоимость, возрастали их возможности. Те же принципы действовали и на рынке мобильных телефонов.
Любопытно, что в 1994 году Джоель Энгель получил национальную медаль технологии (National Medal of Technology) за фундаментальный вклад в теорию, дизайн и развитие сотовых систем связи. Ирония судьбы, показывающая, как хороший исследователь пропустил «золотую» жилу, не смог ее вовремя увидеть.
Вот, что сказал изобретатель мобильного телефона: «To the rest of the world it was a fantasy. To me it was an objective» (для всего мира это была выдумка, для меня же – реальность). Разработка первого телефона заняла несколько лет, только к февралю 1973 года образец был готов, он получил имя DynaTac. Название аппарата расшифровывается как DYNamic Adaptive Total Area Coverage. Интересно, что, предложив концепцию мобильного телефона, доктор Купер настаивал на приемлемом размере аппарата, но технологические ограничения того времени не позволили сделать телефон таким же миниатюрным, как у героев Star Trek. Уже в 1973 году Мартин Купер говорил о том, что размеры мобильных телефонов в будущем сократятся и кардинальным образом, время показало его правоту.
Ответственным за дизайн первого телефона стал директор по промышленному дизайну Motorola Руди Кролопп (Rudy Krolopp, industrial design director). Образцов для подражания ни у него, ни у его команды не было. При этом Мартин поставил крайне жесткие сроки: в течение 6 недель телефон должен быть полностью рабочим для демонстрации Федеральной комиссии по связи (FCC). Через несколько дней работы за ужином в соседнем ресторанчике был выбран окончательный вариант дизайна. Вот что вспоминает Кролоп об этом аппарате: «We called it a shoe phone, because it sort of looked a little bit like a boot» (мы называли телефон ботинком, так как по форме он напоминает обувь). Но даже разработанный дизайн аппарата требовал определенных усилий, для того чтобы вместить всю электронику. Размер DynaTac – 9x5x1.75 дюйма (22.8х12.7х4.45 см), вес – почти килограмм. Телефон мог только звонить, принимать звонки и при этом работал в режиме разговора до 35 минут, а зарядка аккумулятора шла в течение 10 часов. Для 1973 года размеры аппарата были революционными, он в полной мере мог называться портативным или мобильным. Для сравнения: типичный современный телефон имеет размер 10х4.4х1.5 см.
Первый звонок по DynaTac состоялся 3 апреля 1973 года в Нью-Йорке, доктор Купер находился на улице около Manhattan Hilton, а базовая станция была установлена на крыше Burlington Consolidator Tower (Alliance Capital Building сегодня). В момент триумфа доктор Купер в качестве собеседника выбрал… Джоеля Энгеля. Разговор звучал примерно так: «Привет, Джоель, угадай, откуда я звоню? Джоель, я звоню тебе с «настоящего» сотового телефона. Портативного мобильного телефона». ("Hi Joel – guess where I'm calling from?' Joel, I'm calling you from a 'real' cellular telephone. A portable handheld telephone.").
В апреле 1973 года компания Motorola выпустила джинна из бутылки. В последующие 10 лет до запуска первой коммерческой сети сотовой связи Motorola прикладывала значительные усилия для создания инфраструктуры сотовой связи, усовершенствования первого мобильного телефона. Почти за 10 лет, до 1983 года, было создано 5 прототипов DynaTac, в каждом последующем инженеры добивались снижения веса при сохранении остальных характеристик. В итоге вес был сокращен практически вдвое, с одного килограмма до 450 грамм.
В отличие от команды дизайнеров обычные потребители сразу же окрестили их детище «The Brick», а отнюдь не «Shoe». В 1983 году стоимость DynaTac составила 3995 долларов США. Это делало мобильный телефон предметом роскоши либо признаком высокого статуса в той или иной компании, одним словом, элиты. В выражениях данная публика никогда не стеснялась, и прозвище «кирпич» прочно вошло в историю. На примере DynaTac можно проследить основные тенденции, которые существуют в отношении телефонов и сегодня.
• Дизайн аппарата создается без оглядки на материальную базу, инженерам приходится подгонять под необходимые размеры те или иные компоненты, искать компромисс.
• Оригинальное название телефона, данное при рождении дизайнерами, не прижилось, первый аппарат помнят под «народным» именем – «кирпич». Крайне редко производители создают имена продуктов, которые точно отражают их суть, хороший пример обратного – RAZR от Motorola.
• Первый аппарат в своем классе так или иначе копируют другие производители, он задает тон на рынке.
В течение 10 лет компания Motorola инвестировала в создание сотового телефона порядка 100 миллионов долларов. Дела тех дней обросли слухами, и в сети можно встретить перепечатку материала, в котором говорится буквально следующее.
Поль Галвин (Paul Galvin), основатель компании Motorola, просил своего старого приятеля Джорджа Буша, который был вице-президентом США на тот момент, организовать экскурсию для его 7-летней внучки по Белому Дому. Это случилось в момент, когда федеральная комиссия по связи не очень активно рассматривала возможности для сертификации мобильного телефона. Галвин подготовился к визиту и захватил с собой мобильный телефон, Буш не видел устройства до этого момента, Галвин предложил совершить звонок жене Буша, он так и поступил. Затем была назначена встреча с Рональдом Рейганом, который был президентом США на тот момент. В тот же вечер по просьбе президента сертификация мобильного телефона была максимально ускорена.
Вот выдержка из текста статьи в оригинале:
"Maybe the things were not moving if the US president wouldn't have said his word. This happened because of personal relationships of Motorola's founder Paul Galvin. One day he called his old fellow Vice-president George Bush to the White House and asked if he could show the White House to his 7 year old grandson. Motorola's founder told only after 30 years, what happened during the meeting with George Bush. P. Galvin showed mobile phone that he brought to the vice-president and told that his company got the license to deploy testing cellular network. FCC saw this device and almost approved it, but now is paying almost no attention to it.
According to Paul Galvin, Vice-president Bush didn't use a mobile phone before. "Why should you not call to Barbara?" Galvin offered. G. Bush called his wife and asked: "Do you know what I'm doing now? I'm talking on a mobile phone". Then he asked Paul: "Has Ron seen it?" Galvin realized that Bush was talking about the president Ronald Reagan and said "No".
The same day Galvin and other business-men were invited to meet the president Ronald Reagan. George Bush asked Paul Galvin to come closer to the President and said: "Ron, you should see this thing". Galvin explained that this was a mobile phone that should appear in the market soon. Reagan called someone and asked: "What's the status of this device?" Galvin said that company was ready to start selling it for about four years, but FCC hasn't allowed doing this, because maybe they wanted that the Japanese were the first who entered the market. Reagan said to his assistant: "Call the FCC's president and tell him that I want this device to be released".
Основной проблемой является масса логических неувязок, на которые неподготовленный читатель вряд ли обратит внимание. Срок в 30 лет спустя очень значим, но для статьи 2003 года означает только, что Рейган был президентом в 1973 году. Однако его срок начался только в 1981 году. Другой вопиющей неувязкой является присутствие одного из основателей компании Motorola, ведь он умер 5 ноября 1959 года и не мог поведать миру о «встрече», которая состоялась намного позднее. С легкой руки какого-то нечистоплотного журналиста в мир вышла байка о том, что создание первого мобильного телефона не обошлось без вмешательства правительства США. Возможно, оно и было, но очевидных и явных фактов, указывающих на это, не существует. Если у вас они присутствуют, то мы будем рады их получить, спасибо заранее.
И только 21 сентября 1983 года Motorola получила одобрение от FCC на модель Motorola DynaTac 8000X. Этот аппарат стал первым коммерческим мобильным телефоном в мире. В дизайне же телефонов открылась первая страница, на рынке стали доминировать моноблоки. Первоначально их называли block, затем за такими аппаратами закрепилось имя candy bar («конфетка» в буквальном смысле).
Candy bar – телефон классической прямоугольной формы с отсутствующими движущимися частями. В таких аппаратах может выдвигаться антенна, но других движущихся частей нет. Одна из самых популярных форм для мобильных телефонов, имеет наибольшую распространенность.
Возникновение термина candy bar интересно само по себе. Найти нигде точного объяснения возникновения этого термина не удалось, поэтому изложу свою версию. Первые мобильные телефоны в той или иной степени копировали DynaTac и имели прямоугольную форму, отсутствовали закругленные углы. Например, таковой была модель Nokia Mobira CityMan для NMT-сетей, представленная в 1987 году.
В 1991 году компания Nokia предлагает первый мобильный телефон для GSM-сетей, прототип относится к 100-й серии. С выходом в коммерческую продажу модель получает имя – Nokia 1011. Этот аппарат стал первым на рынке с классической формой корпуса, но закругленными углами, столь похожими на конфету. Противопоставление «конфетки» с «кирпичом» означало смену эпох, приход GSM и постепенное отмирание аналоговых стандартов. Не важно, кто придумал термин candy bar, покупатели или сотрудники Nokia, это словосочетание прижилось и стало обозначать целый сегмент мобильных телефонов. Если вдруг вы имеете другую версию возникновения термина candy bar или наверняка знаете, откуда начинается история, то напишите об этом, пожалуйста, мне.
На японском рынке первая коммерческая сеть мобильной связи появилась уже в 1979 году, ее создателем была компания NTT Public Corporation. Но данная сеть использовалась для создания связи в автомобилях, телефоны не были портативными. Иногда возникает заблуждение, что раз в Японии появилась первая сеть, то и первый мобильный телефон родом оттуда. Это отнюдь не так, первый портативный телефон в Японии появился только в 1985 году, это была версия автомобильного аппарата в виде небольшого ящика, который имел ремень, для того чтобы носить его на плече. Как результат, такой телефон стали называть «shoulder phone». Такой аппарат весил порядка 3 килограмм, и его нельзя с полным правом отнести к мобильным устройствам. Популярность мобильных телефонов в Японии началась вместе с появлением легких трубок от NTT в 1991 году, их вес составлял порядка 220 грамм. Именно эти аппараты принято относить к устройствам первого поколения.
Stick или палочка-выручалочка
Форм-фактор моноблок стал классикой, и придумать в нем что-то особенное, казалось, было нельзя. Однако компания Nokia в сентябре 2004 года продемонстрировала рынку, что это не так. Анонсировав модель Nokia 7280, производитель создал немногочисленный класс устройств, которые условно называют Stick (от англ. палочка). Внешне это тот же моноблок, но высокий и узкий, с прямоугольным сечением. В Nokia 7280 отсутствовала клавиатура, что делало аппарат еще более необычным. С позиции эргономики такие решения не слишком удачны, как результат, они не приживаются на рынке, позиционируются как имиджевые.
В октябре 2005 года объявили модель Nokia 7380, которая по форм-фактору была копией Nokia 7280, но отличалась технически. То, что было в новизну с первой моделью, приелось во второй раз. Модель Nokia 7380 не имела каких-либо значимых продаж вовсе и быстро исчезла с рынка. Потребители предпочитали первый вариант телефона.
Аналогичные по форм-фактору решения, но с цифровыми клавишами в два ряда выпускала компания Haier. В 2003 году она открыла модельный ряд аппаратом Haier P5, его еще называли схожим с диктофоном, а производитель позиционировал его как PenPhone, подчеркивая миниатюрность, схожесть с ручкой. Формально можно считать и Haier P5 родоначальником форм-фактора Stick, но низкая популярность этого решения сделала его экзотикой, широкая публика ничего не знала о данной модели.
Флип – небольшое дополнение к моноблоку
Следующим шагом в направлении дизайна телефонов стало появление флипа, небольшой крышки, которая прикрывала кнопки аппарата, не позволяла случайно нажать их в сумке. Многие незаслуженно считают, что изобретателем флипа являлась компания Motorola, хотя это было отнюдь не так. Историческое заблуждение связано с тем, что именно Motorola первой выпустила подобные продукты, и другие компании начали копировать это нововведение, однако флип пришел из революционной разработки корпорации GTE для проводных телефонов. Вновь мы должны благодарить компанию Bell за появление флипа в телефонах, ведь именно в противовес ее монополии на рынке США создавался ряд продуктов, среди которых был и аппарат с флипом.
В начале 1980-х в США наземные телефонные линии принадлежали операторам, впрочем, как и сами аппараты. Потребители не покупали телефоны, а арендовали их у оператора, соответственно, аппарат не являлся их собственностью. Ежемесячно с каждого аппарата взималась плата за аренду в зависимости от модели. Не слишком удобная схема работы, которая кажется странной сегодня, не так ли?!
Корпорация GTE в тайне разрабатывала линейку продуктов, которую называли make-it-or-break-it продуктом, центральное место в ней занимал и аппарат с флипом. В чем была революционность предложения? В изменении концепции, когда пользователю предлагали недорого купить аппарат и отказаться от ежемесячных платежей телефонной компании. В GTE понимали, что, предложив аналогичные существующим аппараты, они не смогут создать желания купить их, поэтому требовались инновационные продукты.
Flip Phone – это первый коммерческий аппарат с пластиковой крышкой, прикрывающей цифровые клавиши, от компании GTE. Подключение к наземной линии осуществлялось с помощью провода с разъемом RJ11. Данный проводной телефон имел и другие нюансы. Так, флип был сделан активным, открыв его, вы совершали действие, аналогичное тому, когда вы снимаете трубку с обычного аппарата, закрыв флип, можно было «положить» трубку, прервать разговор. Преимущество такой конструкции для пользователя было очевидным, аппарат можно было положить на кухонный стол, диван, да куда угодно, без опаски, что трубка случайно будет поднята, ведь случайное открытие флипа было маловероятным.
Флип – откидывающаяся крышка на телефоне в форм-факторе моноблока, может быть как активной (начало или окончание разговора), так и пассивной. На рынке существовало множество вариантов телефонов с флипом, основными стали те, в которых флип откидывался вниз. Но был ряд моделей с флипом, откидывающимся вверх, в 2004-2005 годах в таком форм-факторе выполнялись псевдораскладушки. Приоритет в создании псевдораскладушки принадлежит компании Samsung, но в тот момент она называла такие продукты Flip Phone (2000 год, рынок США).
Не сложно догадаться, что свою инновацию компания GTE защитила патентом, он продолжал действовать до 1993 года, пока для изобретателя флипа не отпала в нем надобность. Проводной телефон не стал массовым, а слово flip к тому моменту прочно ассоциировалось с мобильной связью, а также с продуктами от Motorola.
Этому способствовал выход на рынок модели Motorola DPC650, первого аппарата, оснащенного флипом и являвшегося на тот момент флагманом линейки MicroTAC. Сложно представить сегодня, но в 1989 году в момент появления это был самый миниатюрный телефон. Очень быстро производители осознали, что расширение модельного ряда возможно за счет выпуска двух версий телефонов – с флипом и без оного. Если в Motorola не придали первоначально этому большого значения, то другие производители были весьма агрессивны. Подобные вариации стали обыденностью для компании Ericsson, причем аппараты с флипом позиционировались как топовые решения, имели имиджевый статус.
Расцвет моделей, оснащенных флипом, пришелся на середину 90-х, все компании предлагали те или иные решения. Интерес к таким телефонам был высок, законодателем моды вновь стала Motorola. В компании понимали необходимость защиты своих позиций и в марте 1994 года обратились в патентное ведомство с просьбой выдать патент на торговую марку “Flip Phone”. Патент под номером 2157939 был зарегистрирован в 1998 году, когда надобность в нем была минимальна. Действие патента продолжилось до 2005 года, затем компания отказалась от него. В 1995 году компании даже пришлось отстаивать слово flip, запрещать его использование производителям аксессуаров, так как, по мнению представителей компании, это слово может ассоциироваться только с телефоном Motorola. В этой истории участвовала компания Haltof Product Design Inc, прочитать подробности можно здесь.
На примере флипа можно взглянуть, как долго держится мода на то или иное решение, – флип просуществовал в телефонах около 10 лет. Закатом или последней точкой можно считать выход на рынок моделей Ericsson T10s, Ericsson T18s. Оба аппарата имели флип, программно были идентичны, но отличались дизайном, а также старшая модель имела активный флип. К слову, это еще одна возможность различного позиционирования устройств. Почему выход этих двух аппаратов можно считать последней точкой в истории флипа?
Ответ прост: компания Motorola сама поставила эту точку вместе с выпуском на рынок первой раскладушки, модели StarTac. С начала 1996 года пользователи начали активно обсуждать достоинства нового продукта (новый форм-фактор, размеры, функции), что вылилось в следующее заключение. Флип в модели StarTac является полноценным, так как включает в себя дисплей, что позволяет добиться меньших размеров корпуса. В сравнении со StarTac модели с флипом даже получили название semi-clamshell, но оно не прижилось и существовало крайне недолго. На рынке США, где позиции Motorola традиционно были сильны, слово «флип» трансформировалось и стало обозначать продукты в форм-факторе раскладушки, верхнюю часть телефона, которая откидывается. В Европе и Азии, однако, под флипом так и понимают крышку на телефоне в виде моноблока и изредка употреют это слово относительно раскладушек.
Превращение флипа в форм-фактор раскладушки произошел в недрах компании Motorola, компания осталась пионером в разработке инновационных продуктов в начале пути мобильных телефонов. С 1989 года, времени появления первого мобильного телефона с флипом, прошло семь лет, 3 января 1996 года компания Motorola представила первую в мире раскладушку, а именно модель StarTac. Наконец, в компании решили официально подчеркнуть преемственность идей с сериалом StarTrek, отсюда и схожее название.
Модель произвела на рынке фурор, она стала бестселлером, успех которого удалось повторить только в 2004 году, выпустив «тонкую» раскладушку в металлическом корпусе – Motorola RAZR. Оба продукта обозначили для Motorola новую эру. В StarTac, помимо необычного форм-фактора, привлекали размеры, аппарат был миниатюрен в сравнении со своими собратьями, при этом умел ровно то же самое. Зачастую аппарат сравнивали по размерам с пейджером, специально подчеркивали его вес в 88 грамм. Чтобы подчеркнуть минимальные размеры, в Motorola обозначали телефон как “ready to wear” или “wearable”, то есть аппарат был носимым. Телефон можно было положить в карман рубашки либо прикрепить к брючному ремню.
Открытие или закрытие аппарата означало действие, причем не только физическое, но и возможность прекратить разговор или, напротив, начать его. По аналогии с активным и пассивным флипом в моделях предыдущего поколения раскладушки стали предлагать автоматический ответ при раскрытии. В современных аппаратах в меню телефона можно настроить его повеление, например, сделать так, чтобы при открытии аппарата он не отвечал автоматически на звонок. В отсутствие внешних экранов такая функция была востребованна, сегодня же в ней нет практической надобности.
С момента появления StarTac мобильный телефон стал действительно персональным, поэтому он обзавелся такой функцией, как виброзвонок (торговый знак для функции VibroCall). В пейджерах Motorola, да и других компаний, подобная функция применялась широко, но в мобильном телефоне не встречалась до этого момента. Миниатюрность аппарата сократила время работы со стандартной батареей, компания предложила в качестве аксессуара аккумулятор повышенной емкости. Это решение, впервые апробированное на StarTac, в будущем будет неоднократно использоваться различными производителями. Самым ярким примером станут продукты корейских компаний, в частности, от Samsung в стандартный комплект поставки этой компании частенько входило два аккумулятора в силу малого времени работы в погоне за изящностью внешнего вида, миниатюрности.
В комплект с телефоном также входила гарнитура, она не являлась чем-то необычным для рынка, многие аппараты имели подобное решение. Но именно в Motorola для персонального телефона решили вкладывать гарнитуру в комплект. То, что сегодня практически все телефоны идут в комплекте с гарнитурой, нас не удивляет. Но для 1996 года это было необычно. Стоимость аппарата составила в первый год около 3000 долларов. С течением времени семейство StarTac расширялось за счет различных моделей, всего компания продала 75 миллионов телефонов этой марки. Для периода становления рынка, когда общее число продаваемых телефонов было в разы меньше сегодняшних продаж, это был абсолютный рекорд.
Раскладушка – телефон, состоящий из двух складывающихся половинок, клавиатура при этом спрятана внутри аппарата. Чтобы получить доступ к клавиатуре, вам необходимо раскрыть аппарат (вертикальное раскрытие). В силу конструкционных особенностей основной дисплей находится внутри, на верхней части устройства. В то же время такие аппараты могут оснащаться дополнительными дисплеями, они выносятся на внешнюю поверхность.
Технически идея устройства с двумя складывающимися половинками была не нова на рынке, в 1979 году дизайн компьютера такого типа был предложен британским дизайнером Bill Moggridge. В коммерческой продаже модель, основанная на его дизайне, появилась в апреле 1982 года, это был компьютер GRiD Compass 1100. Стоимость устройства составляла от 8000 долларов США, что ограничило круг пользователей государственными учреждениями, в частности, NASA. На сайте NASA есть замечательная фотография с космического челнока, где изображен астронавт John Creighton с этим лэптопом. Но самое примечательное, наверное, не в этом, а в том, что на экране компьютера ясно различима фотография доктора Спока из сериала StarTrack. Влияние этого сериала на развитие технологий иногда кажется мистическим. Например, тайваньская компания HTC в 2005 году одной из своих раскладушек в тонком корпусе а-ля RAZR дала имя StarTrek.
Имя форм-фактора произошло от английского слова clamshell (ракушка), по аналогии с двумя створками моллюска. В разговорной речи говорят clam, сокращая слово. В то же время с легкой руки финских маркетологов на рынке за этим форм-фактором закрепилось также и название «книжка» (folder type phone). Оба названия обозначают один и тот же тип телефонов, у вас не должно возникать путаницы.
В названиях скрывается многое, в частности, они отражают то, как изменялись предпочтения потребителей, кто из компаний был активнее в этом сегменте рынка. Представив StarTac, в Motorola не озаботились созданием названия для такого класса устройств. В прессе того времени можно встретить упоминания таких телефонов как “fold out” моделей. Название «ракушки» пришло позднее вместе с экспансией на европейский рынок корейских компаний, в первую очередь Samsung. Привнеся имя с родного рынка, компании органично отделяли свои продукты от конкурентов, в 90-х это были только продукты от Motorola, другие производители игнорировали данный форм-фактор. В 2000 году компания Samsung начала штурмовать европейских покупателей, на тот момент вышла модель Samsung A100, которая имела скромные продажи. Успех компании принесла модель Samsung A300, имевшая два дисплея, что являлось необычным для продуктов такого типа. Именно с начала 2001 года, когда эта модель появилась на рынке, можно отсчитывать распространение термина “clamshell”.
Ответные действия других производителей приходятся на 2003-2004 годы, когда в их продуктовых линейках появляются раскладушки. Но именно с выходом модели Nokia 7200 в 1 квартале 2004 года использование термина “folder type” стало активным. Термин существовал со времен StarTac, но практически не использовался, тут же он обрел новую жизнь. Использование этих слов было вынужденным, ведь “clamshell” стойко ассоциировался с продуктами корейских компаний, в основном Samsung. Первая раскладушка от Nokia так и не стала культовой, незаметно оставив после себя только название класса аппаратов, альтернативу первоначальному термину.
В момент выхода StarTAC стало ясно, что в Motorola обнаружили золотую жилу для создания мобильных телефонов. Правда, неприятности не заставили себя долго ждать. Компания Qualcomm в начале марта 1997 года продемонстрировала публике модель Q, она была практически неотличима по дизайну от Motorola StarTac и стала второй раскладушкой в истории мобильных аппаратов. Реакция Motorola была предсказуемо резкой, старший вице-президент компании Вольф Павлок (Wolf Pavlok) назвал этот аппарат «явной копией» (It’s a blatant copy). Обращение в суд последовало незамедлительно. Интересно, что Motorola указывала в своем иске о том, что «клавиатура телефона может быть выполнена в различном виде, но не как копия Motorola StarTAC, что выглядит не случайно».
Уже 24 апреля суд Калифорнии, США, вынес решение в пользу Qualcomm. В заключении суда говорилось о том, что дизайн “Q” более тонкий, в то время как StarTAC создан в форме прямоугольника. Также суд говорил о том, что Motorola не может монополизировать форм-фактор раскладушки. Фактически это дело “Motorola vs Qualcomm” и открыло путь другим компаниям к созданию подобных продуктов. Не будь этого судебного решения, и другие компании, возможно, поостереглись бы выпускать телефоны в форм-факторе раскладушки.
Тем не менее, популярность раскладушек от Motorola всегда оставалась на высоком уровне. Новые поколения потребителей забыли, кто изобрел этот форм-фактор, зачастую отдают пальму первенства Samsung. Однако Motorola является своего рода законодателем мод для форм-фактора раскладушки.
Первая модель StarTAC стала культовой, ее показали несчетное число раз в различных фильмах, ей было посвящено множество статей. Вокруг этого аппарата возник культ, как и бывает часто для первого устройства, обогнавшего свое время. Интересная коллизия возникла на корейском рынке. Здесь StarTAC стал одним из первых мобильных телефонов, когда связью пользовались единицы. Копирование дизайна местными производителями только подливало масла в огонь, оригинальный StarTAC стал синонимом успеха, благосостояния. Поэтому в 2004 году компания Motorola специально для рынка Южной Кореи выпустила StarTAC 2004. Было доступно две версии этого аппарата – одна обычная, вторая выполненная с применением драгоценных металлов, в частности, клавиатура была сделана из золота. Аппарат пользовался успехом.
Опыт с выпуском StarTAC 2004 позволил компании в апреле 2007 года выпустить модель StarTAC III (MS900), это еще одно обновление легендарного аппарата. Вновь модель только для рынка Южной Кореи, где первоначальную раскладушку помнят хорошо и ценят.
Интересно, что середине 2006 года в интервью для Mobile-Review.com Игнасио Гермейд, дизайн-директор и глава дизайн-центров Motorola в Великобритании и Сингапуре, на вопрос о возможности выхода моделей с ретро-дизайном ответил следующее:
«Компания уверенно смотрит в будущее и ориентируется именно на него. Поэтому мы вряд ли будем черпать вдохновение в заслугах прошлого. Сотовые телефоны стали массовым продуктом еще совсем недавно, чтобы появились по-настоящему классические модели, современная переработка которых могла бы быть действительно интересной. Если говорить об ограниченных сериях телефонов, то здесь все, что я могу припомнить, – небольшой эксперимент в Южной Корее, где наша первая «раскладушка» StarTac достигла прямо-таки культового статуса и через несколько лет после выхода стала использоваться даже как модный аксессуар. Там мы пошли навстречу пожеланиям пользователей и выпустили дополнительную партию с обновленными характеристиками. Но это, естественно, исключение из правил, нежели какая-либо тенденция».
Мобильный винтаж – это новое явление, которое пока не исследовано предметно. Но факт остается фактом: старые телефоны люди покупают для коллекции, на память. Что лежит в основе этого желания, ностальгия, воспоминания?! Это пока неизвестно, но не за горами массовое появление обновленных версий классических аппаратов, в 2007 году рынок созрел до стадии, когда у него появилась история и желающие к ней приобщиться.
Статус оригинального StarTAC подтверждается и тем, что в 1999 году компания Motorola выпустила StarTAC Clip-On Organizer, отдельное устройство, которое играло роль электронной записной книжки, и его можно было надеть на телефон, получив доступ к телефонной книге. Размеры органайзера были сравнимы с современными телефонами, и все вместе не выглядело очень миниатюрно. Формально можно считать, что StarTAC Clip-On Organizer являлся первым смартфоном или его прообразом для компании Motorola. Основную популярность устройство снискало на рынке США, в то время как в Европе не было заметно.
Среди раскладушек культовых моделей можно назвать две: одна из них – Motorola StarTAC, а вторая – Motorola RAZR. Если первая создала новый форм-фактор устройств, то вторая создала целое направление в развитии мобильных телефонов, а именно «тонкие» аппараты. В 2004 году компания Motorola смогла за 6 месяцев разработать дизайн «тонкой» раскладушки. Причем одним из условий было использование премиум-материалов, например, алюминия. Камнем преткновения для создания тонкого решения (13.9 мм при средней толщине телефонов тогда в 16-18 мм) стала клавиатура. В итоге была найдена небольшая китайская компания, выпускающая калькуляторы, с ее помощью создали металлическую пластину клавиш с минимальной высотой. Клавиатура в RAZR стала фирменным знаком аппарата, на момент выхода таких клавиш не было ни у одного телефона. Отсутствие патента на клавиатуру позволило всем производителям скопировать это решение и представить позднее свои аналоги RAZR в том или ином виде.
История имеет обыкновение повторяться, и скандалы не миновали выход RAZR на рынок. Активное копирование модели началось практически сразу, но на разработку всегда требуется время, поэтому на рынке аналоги стали появляться только в середине 2005 года. Выход на рынок Южной Кореи для Motorola RAZR был назначен на 1 июня 2005 года. В этот же день компания Samsung вывела на рынок модель с кодовым именем Blade (Samsung V740), в которой легко угадывался «оригинальный» RAZR. Любопытно, что внутреннее название линейки тонких аппаратов от Motorola было… вы угадали, именно Blade.
В интервью NewYork Times вице-президент Motorola Майкл Тетельман (Michael Tatelman) говорил следующее: «We are very flattered that other makers imitate our design. We are an innovator in design and style in the business and one of the greatest companies in the world imitated the design. Razr is the original». (Мы польщены, что другие производители, подражают нашему дизайну. В отрасли мы пионеры в области дизайна, стиля, и одна из крупнейших компаний мира подражает нашему дизайну. RAZR является оригиналом).
Также он добавил, что уверен в успехе RAZR на корейском рынке и больших продажах, чем у его конкурента. Время показало, что его предсказания сбылись, RAZR превзошел Blade по объемам продаж и находился в постоянном дефиците (несмотря на худшие технические характеристики, в корейской версии убрали Bluetooth).
Для Motorola история совершила полный круг, иногда у старых сотрудников компании возникало дежа-вю. Как и в случае с Qualcomm Q, произошло копирование дизайна аппарата, и противопоставить компания не смогла или, точнее, уже не захотела ничего. В 2006 году клоны RAZR наводнили множество рынков, компания не стала бороться с ними. Одной из причин нежелания бороться с клонами стали все растущие продажи оригинального RAZR. Вольно или невольно все производители, выпускавшие подобия RAZR, рекламировали этот аппарат. Модель стала одной из самых массовых в своем сегменте, ее продажи продолжались 3 года, что является своеобразным рекордом для единичного аппарата (продажи именно V3 RAZR, а не серии). Учитывая возросший объем рынка мобильных телефонов, по сравнению со временами StarTAC, говорить о сравнимом успехе нельзя, но в любом случае он был оглушительным. Модель имеет максимальный жизненный цикл. Мир мобильных телефонов получил от RAZR новое направление развития на несколько лет вперед, стали популярны «тонкие» решения во всех форм-факторах. Также все производители стали массово использовать тонкие клавиатуры в стиле RAZR.
Значимые модели в форм-факторе раскладушки
Помимо культовых продуктов в форм-факторе раскладушки были и модели, значимые для рынка той или иной технологией, тем, что в них впервые были показаны интересные решения. Они не оставили по себе долгой памяти, как уже описанные телефоны, но породили целые направления. Особым упорством на ниве создания раскладушек всегда отличалась компания Samsung, в ее активе наибольшее число нововведений, которые постепенно стали широко распространенными, присутствуют и в моделях других производителей.
Май 2001 года, Samsung A300 – первая раскладушка с внешним экраном;
Сентябрь 2001 года, Samsung A400 – первая раскладушка для женщин, форма пудреницы, цветок на внешней поверхности;
Июнь 2002 года, Samsung T100 – первая раскладушка на рынке с внутренним цветным экраном;
Июнь 2002 года, Samsung T200 – первая раскладушка на рынке с автоматическим раскрытием и закрытием за счет встроенного в шарнир двигателя, название функции – AutoFolder;
Январь 2003 год, Samsung T500 – женская раскладушка с инкрустацией из 32 камней Swarowski;
Февраль 2003 года, Samsung S300 – первая раскладушка, в которой и внутренний, и внешний экраны цветные.
Взглянув на современный рынок, вы поймете, что основные тенденции компания Samsung предвосхитила в период с 2001 по 2003 год. Сегодня подавляющее большинство раскладушек снабжено внешними экранами, оба экрана цветные, что логично. В 2006 году сегмент женских моделей в форм-факторе раскладушки насчитывал как минимум порядка 25 моделей и продолжал расти. Украшение телефонов кристаллами Swarowski превратилось в отдельный вид бизнеса в ряде стран, что иногда чрезмерно портит оригинальный вид телефонов. Наконец, механические механизмы раскрытия аппаратов появились массово в продукции от Panasonic в 2005 году, в некоторых моделях от Nokia, например, Nokia 6131, во второй половине 2006 года.
Компания Nokia пришла в сегмент раскладушек одной из последних, но, выпустив в продажу Nokia 7200, компания показала, что торговая марка, лояльность покупателей значат больше, чем техническое превосходство. Дизайн Nokia 7200 был относительно не избит, в то же время применение вставок из текстиля либо кожи делало аппарат заметным явлением.
В Nokia 6131 впервые в массовой модели (смартфоны S60, например, Nokia N93, не в счет) отсутствует защитное стекло внутреннего экрана. Компания пошла на это в целях удешевления конструкции, посчитала, что для раскладушек защитное стекло не обязательно и не ухудшает эксплуатационные характеристики. Во многих моделях от Nokia в 2006-2007 годах в форм-факторе раскладушки отсутствует защитное стекло.
Компания Sony Ericsson также поздно вышла на рынок раскладушек, ее первой моделью в Европе стал Sony Ericsson Z600. Аппарат имел сменные лицевые накладки, что было необычным для телефонов этого форм-фактора. Поздний выход на рынок сделал практически весь модельный ряд, который следовал за Sony Ericsson Z600, ориентированным на женскую аудиторию, производитель четко сегментировал своих потребителей. Можно отметить, что модели с индексом Z позиционировались как женские в период с 2004 по 2007 год.
Подтипы раскладушек
Формально к раскладушкам стоит отнести и ряд коммуникаторов, в частности, модели от Nokia. Имея внешнее сходство с раскладушками, они отличаются по функциональности в раскрытом, разложенном состоянии. Здесь открытие требуется не для того, чтобы начать разговор, а для доступа к основному экрану, клавиатуре. Как вы видите, разница проистекает из функциональности, и мы смело можем выделить коммуникаторы в отдельный тип устройств. Вне зависимости от размера, это всегда аппараты с горизонтальным раскрытием корпуса, что обусловлено наличием клавиатуры либо подобной ориентацией экрана.
Поворотная верхняя часть – простой разворот
На основе идеи двух раскрывающихся половинок построено множество аппаратов, но производители решили внести и свои дополнения. Первым и очевидным решением стало видоизменение шарнира, так чтобы верхнюю часть раскладушки можно было бы переворачивать. Эта идея культивировалась корейскими компаниями, между ними даже возникла борьба, кто же первым сможет выпустить на рынок подобный продукт. Компания LG начала поставки LG 7070 на российский рынок в мае 2003 года, в Европе аппарат появился немного позднее. В то же время аналогичная модель по форм-фактору от Samsung – Samsung P400 – появилась с опозданием на месяц, только в июне. Причем первоначально и тот, и другой аппарат должны были выходить одновременно.
Основной смысл поворота верхней половинки – в избавлении от второго экрана, если пользователь хочет, то он может внутренний экран повернуть наружу или, напротив, пользоваться им стандартно. Большинство потребителей восприняло такой подход как экзотику, не оценило его. Действительно, экран в положении наружу пачкался, что портило впечатление от аппарата. Подобный форм-фактор не прижился, удобнее было использовать два экрана, именно такие модели стали массовыми. С этого момента надобность в шарнирах пропала.
Поворотная верхняя часть – вариант для камеры
Летом 2003 года компания LG продолжила эксперименты с форм-фактором, разместив в торце шарнира камеру, она добавила новый вариант использования аппарата. По аналогии с некоторыми видеокамерами, где откидывался экран, таким же образом можно было поступить и с экраном телефона. То есть съемка становилась максимально похожа на бытовую. Тот факт, что камера в аппарате была VGA и не могла обеспечивать хорошего качества съемки, ограничил применение аппарата в таком виде.
Идея подобных поворотных экранов была забыта на некоторое время, пока в июне 2004 года упавшее знамя не подхватила компания Nokia. Выпустив смартфон Nokia 6260 с поворотным экраном, компания также разместила VGA-камеру в торце. В дальнейшем компания начнет активно развивать это направление и преобразовывать форм-фактор.
В июле 2005 года на рынке появляется флагман линейки Nseries, аппарат с максимальными фотографическими способностями среди всех телефонов от Nokia – модель Nokia N90. Эта модель должна была стать симметричным ответом на выход Sony Ericsson K750i, который стал событием на рынке, эту модель можно считать лежащей в основе бума цифровых камер в телефонах. Первый массовый аппарат с качественной фотосъемкой на тот момент. Дизайнеры Nokia всегда стремились не только создать красивое решение, но предложить пользователю какое-либо движение, таким образом, создается устойчивая эмоциональная связь с продуктом. В раскладушке таким движением является раскрытие, но быть может как-то можно усовершенствовать это действие?
В N90 модуль камеры вынесли на верхний торец раскладушки и сделали его подвижным. Если поставить аппарат вертикально, то вы сможете вращать модуль на 270 градусов, затем произойдет фиксация. Подвижность модуля позволяет добиться изменения угла обзора при съемке, что достаточно необычно: не требуется двигать телефон, достаточно повернуть камеру. Одновременно с улучшениями произошли и явные ухудшения – нельзя работать с основным экраном в сложенном состоянии, то есть сложить смартфон основным экраном вверх, спрятать клавиатуру, как в Nokia 6260 (удобно в таком состоянии читать книжки, работать с некоторыми другими приложениями).
Внешний экран отменил необходимость в полном повороте верхней части аппарата, теперь она раскрывается только вбок, положить ее внутренним экраном вверх нельзя. В таком состоянии телефон напоминает небольшую видеокамеру, очень схож с ней внешне. Решение необычное внешне, было скопировано в последующем для модели Nokia 3250, в этом моноблоке блок камеры сделан также вращающимся, но это не раскладушка.
В модели 2005 года, Nokia N92, которая стала первым телефоном со встроенным DVB-H-тюнером, применили также поворотный экран, но добавили возможность откидывания его вбок, то есть обеспечили доступ к клавиатуре и альбомную ориентацию дисплея. Модель коммерчески не была доступной на рынке, использовалась только в качестве прототипа при испытаниях сервисов DVB-H в Финляндии и ряде других стран.
В апреле 2006 года компания Nokia в Берлине показала Nokia N93, это был следующий флагман с максимальным качеством записи видео и фотографической составляющей. Здесь добивались максимального сходства с бытовыми камерами, поэтому поворотный экран откидывался, как и в предыдущих моделях, но плюс добавился режим с альбомной ориентацией, удобный для просмотра видео.
Rotate – поворотный экран
Знакомство с форм-фактором rotate для меня было неожиданным. В ноябре 2001 года усилия компании Motorola были сосредоточены на раскладушках, тем большим было мое удивление, когда на столе я увидел нечто необычное – аппарат не имел клавиатуры, круглый экран и три кнопки под ним. Загадка оказалась простой, достаточно было сдвинуть верхнюю крышку вбок, и аппарат раскрывался на 180 градусов. В Motorola дали название этому механизму – rotate, решение должно было стать имиджевым, одним из самых топовых для компании. Ирония судьбы, но всякий раз, как только в компании Motorola строят «серьезные планы» на какой-то продукт, на то, чтобы сделать его флагманом и не снижать цену долгое время, что-то происходит. Как правило, продукт дешевеет на глазах, причем вне зависимости от того, популярен он или нет. Аналогичная ситуация была в последующем для Motorola RAZR. Причины и объяснения этого потребуют много времени, поэтому не будем отвлекаться.
Модель Motorola v70 обогнала свое время и не стала популярна, аппарат был принят рынком прохладно. Вторая попытка для Motorola состоялась в 2004 году, в разработке модель имела имя R880. Любопытно, что в момент выхода этого аппарата в компании приняли новую классификацию моделей, и телефон должен был стать флагманом в классе R, но в итоге выбрали нейтральное имя Motorola v80. Анонс состоялся в январе 2004 года в Кракове, а продажи начались с мая.
Изюминкой телефона стала возможность раскрытия не только на 180 градусов в режим телефона, но раскрытия на 90 градусов в режим камеры. Открыв так аппарат, вы активизировали автоматически VGA-камеру и могли приступать к съемке. В последующих моделях этого форм-фактора такой функции не было ни у одного производителя. К интересным особенностям аппарата относилась функция haptics. По боковым граням проходил полоса, которая могла мерцать в такт музыке либо при звонке. Функция была необычна и дала развитие целому направлению в создании эмоциональных аппаратов.
Форм-фактор rotate до выхода в Европе ряда продуктов появился также и в Японии, для этих аппаратов иногда применяли наименование swivel, оно же прижилось и в Европе. В 2004 году компания Sony Ericsson выпустила модель S700i для европейского рынка, и здесь такой же механизм получил название Jack Knife, по аналогии со складывающимися ножами. Все последующие модели компании обозначались как имеющие подобный механизм, но название не прижилось и применяется крайне редко.
Другое дело, что в момент представления первого подобного аппарата компанией Nokia, а именно модели Nokia 7370, название форм-фактора swivel стали применять более активно. По понятным причинам компания не могла принять ни первый, ни второй вариант существующих названий как ассоциирующиеся с конкурирующими продуктами.
Rotate (swivel, Jack Knife) – форм-фактор, в котором телефон состоит из двух половинок, сдвигаются они относительно друг друга в одну из сторон (боковое движение). Отличие от слайдеров – именно в направлении движения и только.
Рост числа различных предложений, уменьшение значения раскладушек как имиджевых аппаратов вынудило производителей отправиться на поиски решения, которое стало бы имиджевым и заинтересовало покупателей. Таким решением стали слайдеры (от английского slide – скользить). Первый аппарат подобного форм-фактора представила компания Siemens в 1998 году, это была модель Siemens SL10 (функциональная копия моноблока Siemens S10). Производитель назвал механизм раскрытия ProSlide, в дальнейшем он вернулся к этому названию и использовал его для современных моделей, например, Siemens SL55 (через пять поколений устройств). Производитель подчеркивал, что использование форм-фактора слайдера позволило добиться меньшего размера устройства, высота составила 129 мм, в то время как в S10 она была 150 мм.
Развитием идеи слайдеров стала модель Nokia 7650, она была объявлена в начале 2002 года. Иногда ее ошибочно считают первым аппаратом этого форм-фактора.
Но активное развитие форм-фактора произошло только за счет корейской компании Samsung, она посчитала, что сможет создать на европейском рынке культ слайдера, так же как и ранее она создала его вокруг раскладушек. Компания начала активное развитие сегмента в 2003 году, к середине 2006 года в ее продуктовой линейке были представлены уже модели этого форм-фактора стоимостью от 150 долларов и выше. Другие производители отреагировали с запозданием на возникший рынок, но также представили свои решения. Сегодня именно компания Samsung занимает большую часть рынка телефонов в этом форм-факторе.
Слайдер (от англ. Slide – скользить) – аппарат состоит из двух половинок, они скользят относительно друг друга, при этом, как правило, в закрытом состоянии виден экран, в раскрытом обеспечивается доступ к клавиатуре устройства. В традиционных слайдерах обе части устройства обеспечивают его функциональность, то есть содержат важные компоненты (отличие от ряда решений от Nokia). Существуют экзотические решения, в которых экран спрятан, а на верхней половинке доступен либо дополнительный экран и клавиатура, либо только клавиатура. Механизм автоматической доводки обеспечивает плавное раскрытие и закрытие аппарата.
На стыке между слайдерами и аппаратами, оснащенными флипом в форм-факторе моноблок, находится ряд моделей, преимущественно имиджевые решения 8000 серии от Nokia. Эти аппараты имеют флип, прикрывающий клавиатуру, но раскрытие происходит по принципу слайдера – вы выдвигаете корпус аппарата вверх. Формально их можно отнести к слайдерам. Интересным аппаратом является Nokia 8910 (он вышел летом 2002 года), в нем клавиатуру прикрывает кожух, который при нажатии на боковые клавиши выстреливает основную часть телефона вверх. В закрытом состоянии доступен только экран. Это еще одна концепция слайдеров. Важное отличие в том, что прикрывающие элементы, как правило, не содержат никакой электроники и их поломка позволяет использовать аппарат.
В феврале 2007 года компания Motorola продемонстрировала свою концепцию анатомического слайдера – половинки корпуса изогнуты в раскрытом состоянии, чтобы максимально соответствовать контуру лица. В модели Motorola Z8 нет никаких дополнительных шарниров или тому подобных конструкций, просто изначально половинки сделаны с учетом изгиба и при раскрытии располагаются нужным образом.
Идея подобной конструкции, несмотря на заявления о «повторном изобретении форм-фактора слайдера», не нова. 9 сентября 1996 года компания Nokia показала публике модель Nokia 8110, которая в короткие сроки получила неформальное имя «банан» за сходство в изгибе корпуса с открытым флипом. Позволю себе процитировать слова пресс-релиза: «The Nokia 8110 is the first of its kind in terms its ergonomics. It feels good in the hand and fits into any pocket. The revolutionary curved design fits the natural shape of your face. It has unique sliding mouthpiece for maximum voice quality. The mouthpiece, which has microphone embedded within it, both protects the keypad and slides forward to fit the contour of your chin, explained Mr Juha Reima, Managing Director for Nokia Mobile Phones, Southeast Asia».
С моделью Nokia 8110 связана весьма интересная история: в 1999 году на экраны вышла картина «Матрица», которая стала не просто бестселлером, а создала своего рода культ. Главный герой Нео использовал телефон Nokia 8110, но с автоматическим механизмом раскрытия, чего не было в серийном аппарате. Модель стала основной для фильма и получила название Matrix Phone. К моменту проката картины Nokia 8110 была снята с производства, и купить такой же аппарат, как у главного героя, не представлялось возможным. Своего рода аналогом выступила модель Nokia 7110, но она не смогла стать тем самым телефоном из «Матрицы», хотя и имела весьма непие продажи.
Во второй части «Матрицы» уже компания Samsung создала свой вариант телефона – “The Matrix Phone”. Эта модель была создана для CDMA-сетей буквально с нуля и только для фильма, хотя ограниченные тиражи аппарата были доступны в различных странах, преимущественно в США, где интерес к фильму был огромен. Ход со стороны Samsung был уникален, впервые фильм получил реально действующий аппарат с оригинальным дизайном, компания лишь выпустила потом ограниченную партию. Во всех материалах Samsung так или иначе фигурировал этот телефон, что играло на руку самой кинокартине. Интерес к этой модели настолько велик, что даже сегодня мы получаем запросы с просьбой продать этот аппарат за весьма ощутимые деньги. Так же, как и фильм, телефон стал культовым и сыграл на имидж производителя.
Начиная с Nokia 8110, для телефонов подобной формы закрепилось название «банан», поэтому было вполне ожидаемо, что кто-то из производителей сделает его официальным для своей модели. В короткий срок после анонса Motorola Z8 компания LG для корейского рынка показала модель LG Banana Phone (LG SV-280).
Этот пример показывает, что зачастую развитие идей на рынке мобильных телефонов происходит по спирали, и то, что не было популярным несколько лет назад, вполне возможно будет успешно реанимировано сегодня.
Что же будет завтра?
Не стоит ожидать, что производители придумают что-то экстраординарное в ближайшие годы, новые форм-факторы будут исключительно модификацией существующих решений, добавлением той или иной функциональности, эргономики. Изучая патенты, можно проследить направление развития форм-факторов мобильных телефонов. Например, компания Sony Ericsson подала патент на форм-фактор Flipper. В корпусе раскладушки верхняя часть с дисплеем сделана поворотной, экран как бы вращается внутри рамки.
Компания Samsung запатентовала шарнир, с помощью которого две половинки коммуникатора могут делать оборот на 360 градусов. Это еще одна концепция возможного телефона будущего.
Проецируемая клавиатура или экран телефона будоражат умы разработчиков, но подобные технологии сегодня крайне прихотливы и остаются всего лишь заделом на будущее и только.
Вы сами можете убедиться, что и в патентах нет никаких принципиально новых форм-факторов, их появление возможно с развитием материалов, изменением микроэлектроники. На мой взгляд, самым интересным изобретением станет моноблок с изменяемой геометрией корпуса, который можно будет анатомически приспособить под особенности каждого владельца. Но это дело не ближайшего будущего.